Хотите узнать больше?

Подпишитесь на нас:


НАШИ ПАРТНЕРЫ:

Воспитание в определенной системе ценностей


Мы живем в мире, где индивидуализм ведет наступление, вновь и вновь возникает дискриминация и нетерпимость, происходит распад общества и семьи — иными словами, все наше общество находится в глубочайшем кризисе, и все чаще нам приходится констатировать упадок морали и кризис человеческих ценностей.


Традиционно передача общечеловеческих ценностей от поколения к поколению возлагалась на религию, на школу и семью, однако, сегодня, в условиях деградации всех институтов социализации, именно школа призвана выполнить эту задачу.


Во времена тотальной дегуманизации, именно на школу возложена задача формирования нового поколения, она должна передать им знания и привлечь к осуществлению задач образования, стараясь максимально оградить детей от перманентного негативного влияния общества и СМИ, где царит столько жестокости и насилия.


Однако, в противовес всему вышесказанному, образовательная политика насаждает в школе этос предпринимателей, порождающий конкуренцию и индивидуализм. Таким образом, главными ценностями становятся жажда успеха, социальный статус, эффективность и продуктивность, и т.п. А сама школа превращается в унифицирующий, подавляющий институт, не признающий различий, и конечно, подобная образовательная культура просто не в силах справиться с проблемами дискриминации, враждебности и насилия – напротив, она порождает их вновь и вновь.


Разного рода дискриминация, которую мы наблюдаем в том или ином обществе, неизбежно проявляется и в школьной среде, в то время, как существует целая провоцирующая ее культура, которая претендует на мировое господство, и неважно какие выдвигаются условия.


Было проведено немало образовательных реформ, направленных на борьбу с дискриминацией, и самым популярным решением всегда становилось включение в школьную программу некоторых предметов или тем, которые делают упор на воспитание определенных ценностей. Однако (убрать запятую) опыт показывает, что на практике все это имеет крайне мало смысла, с детьми не ведется настоящей работы, посвященной воспитанию подобных ценностей, тем более что приоритет всегда отдается текущим предметам. С другой стороны, проблему дискриминации и кризиса ценностей принято считать темой, далекой от школьного пространства, будто бы каждое учебное заведение заведомо защищено от подобных проблем. Таким образом, подчас игнорируется тот факт, что в каждом отдельном классе развиваются свои ценности, и развиваются в неизвестном русле, помимо того, что в каждом классе есть и учитель, со своей собственной моделью поведения и иерархией ценностей.


Проблему дискриминации пытались решить и путем преподавания религии или морали, которые, как правило, учат скорее не ценностям, а нормам поведения. Но все это бессмысленно, если не принимать ценности как нечто глубоко личное. Как выразились некоторые из участников SAT, процесс гуманизации предполагает умение смотреть на себя и окружающих с позиции эмпатии, любви к ближнему и сострадания, что означает принять другого человека, руководствуясь принципами равенства. А это идет много дальше понятия толерантности, ведь толерантность предполагает терпимость, но не приятие, быть толерантным вовсе не значит ценить другого человека и признать его право быть «другим», одновременно признавая его и равным себе.